Умение распознать эмоции очень важно в современном обществе. Кризис человеческих отношений берёт своё начало в детстве. Один из способов научить ребёнка сочувствию – это увидеть его в действии.
Когда значимые взрослые в общении проявляют заботу и чуткость, дети замечают это. Показывая эмпатическое поведение, а не просто думая об этом, родители подают детям положительный пример. Дети усваивают его путём подражания взрослым.
Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
- может распознать эмоцию, т. е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека;
- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение;
- понимает причины вызвавшие данную эмоцию, и последствия к которым она приведет;
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Эмоции предполагают субъективное восприятие человека, понимание его переживаний, чувств и мыслей, и проникновение в его внутренний мир.
Наиболее действенный способ развить эмпатию у ребёнка — это игра.
Существует множество программ на развитие эмоционального интеллекта для дошкольников, основанных на игре и проигрывании различных ситуаций: чтение сказок и рассказов, обсуждение произведений.
Обычно эти программы рассчитаны на возраст детей 3-7 лет.
Например, программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, разработанная Нгуэн М.А., основана на проработке художественных произведений через беседу и сюжетно-ролевую игру. Рассчитана программа на полгода, в ней также изучаются произведения русских и советских писателей.
Мы в своей работе тоже применяем игры на развитие эмпатии. Они вызывают у детей положительные эмоции и помогаю им понять чувства других. Часто используем игры для снятия психологического напряжения, эмоциональной разрядки в коллективе.
Благодаря этим играм удаётся решить многие педагогические задачи:
- преодолеть стеснительность застенчивым детям;
- развить личностные взаимоотношения в детском коллективе;
- значительно облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду;
Примеры игр:
1. Игра «Сделай как Я» (3-7лет)
Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.
Ход игры:
Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребёнок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алёшу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.
2. Игра «Передай улыбку по кругу» (3-7 лет)
Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.
Ход игры:
участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
3. Игра «Я хочу дружить» (5-7 лет)
Эта игра вызывает просто бурю положительных эмоций. И в неё включаются даже те дети, которые обычно стараются отделиться от всех. Эта игра помогла нам преодолеть проблему. В нашу группу перевели особенную девочку- она кусалась. Эта игра в частности помогла ребёнку преодолеть негатив в общении. Со временем, девочка перестала кусаться и стала активно включаться в игру и общение.
Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.
Ход игры:
Дети садятся по кругу. Считалочкой выбирают того, кто начинает игру. Выбранный ребёнок встаёт и начинает описывать (одежда, рост, волосы) того, с кем бы он хотел дружить, не называя имени ребёнка. Тот кого описывают, должен отгадать себя. Потом он продолжает игру, выбирая того, с кем бы он хотел дружить. Если несколько раз выбирают одного и того же ребёнка, то уступают следующему по кругу. Если ребёнок отказывается выбирать, то просто сидя хлопает в ладоши, передавая ход другому.
4. «Тень» (4-7 лет)
Цель: формирование у детей ориентации на другого.
Ход игры:
Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные — зрители. Один ребёнок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идёт через поле, за ним (на два-три шага позади) идёт «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «понюхать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.
Вначале целесообразно привлекать к роли путника детей с наиболее выразительными движениями, богатым воображением, а к роли и тени — наиболее наблюдательных, раскрепощенных дошкольников.
Затем важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе детей. На роль тени желательно как можно чаще приглашать эгоцентричных дошкольников, а на роль путника — детей, занимающих неблагоприятное положение в группе сверстников. Игру можно значительно разнообразить если предложить детям перед игрой выбрать костюм любимого героя (в нашем саду центры сюжетно-ролевой игры хорошо наполнены разными карнавальными костюмами). Тогда «путника» можно заменить на «лисичку», «повара» или «снеговика», по выбору ребёнка.
В нашем арсенале есть ещё одна очень интересная игра, я взяла её из программы Нгуен М.А.:
5. Игра «Живые куклы» (в обработке Е.О. Смирновой и В. М. Холмогорой)
Цель игры: стимулирование сопереживания и желания помочь окружающим.
Ход игры:
Группа разбивается на пары и воспитатель объясняет: «Представьте, ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, но больше ничего не умеют. Пусть один из пары останется ребёнком, а второй превратится в куклу-мальчика или куклу-девочку. Кукла будет о чем-то просить, а её хозяин должен выполнять её просьбы и заботиться о ней. Одно условие- куклу нельзя заставлять что-либо делать против её воли!»
Полностью войдя в игровую ситуацию дети продолжают играть самостоятельно. Потом пары меняются.
6. «Блуждание по картине»
Очень интересная и действенная технология.
Цель игры: обучение детей определять эмоции по невербальным признакам и налаживание детской коммуникации.
Ход игры:
Суть в том, что детям предлагается описать картину, описать действие, происходящее, сюжет и оживить эту картину.
Задачи, решаемые благодаря этой технологи достаточно разнообразны- это и развитие речи, и помощь детям в налаживании дружеских отношений внутри коллектива, и обучение пониманию и передаче эмоций.
***
Использование этих игр обычно не вызывает сложностей с подготовкой. Они очень просты и не требуют от воспитателя приготовления множества атрибутов. Правила запоминаются после пары проигрываний, и дети с удовольствием играют сами.
Но есть и сложности.
Случается так, что после одного круга игры остаются дети, которые хотят играть ещё, в то время, как другие детки уже устали.
В таком случае, важно перед игрой поставить временные рамки. Например: одну игру проигрываем один раз, второй раз сможем поиграть после тихого часа (или ужина). Устанавливать правила перед каждой игрой — очень важно.
И не забывайте выполнять данные детям обещания — это основа доверительных отношений.
Воспитатель 1 категории Левина Инна Петровна,
детский сад «Я-МАЛ» г. Новый Уренгой.
|