Читальный зал

Здесь вы можете прочитать полезные статьи наших педагогов на самые разные темы!

1. "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому..."

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому… (Себастьян Брант - немецкий сатирик, XV век)

 
Говоря о воспитании, родители невольно произносят фразу «а у нас…» и с удовольствием рассказывают какими методами у них получается детей чему-то приучить, от чего-то отговорить или даже заставить что-то делать. Некоторые даже шутят: «С детьми все средства хороши…», да только не все, дорогие родители!
Я не зря упомянула две строчки из стихотворения Себастьяна Бранта – в них полностью отражается тот мир, в котором вырастет ваш ребёнок. Когда дети растут в атмосфере любви и понимания, они учатся добру, состраданию, заботе о ближнем. Когда дети растут в строгих рамках, принуждении, и не имеют права голоса, то учатся они именно такому поведению…
Нет идеального способа воспитания- дети все разные, неповторимые и удивительные! Но есть шанс подобрать такой стиль воспитания, при котором и родителям и ребёнку будет комфортно вместе расти и развиваться.
Дети – наше отражение, не забывайте почаще смотреть в эти «зеркала» и начинайте воспитание с себя – это станет маленьким, но очень важным шагом на пути становления будущего человека!
 
Что такое стиль воспитания? Попробуем разобраться...
«Потому что я так сказал\а!» - очень часто дети слышат эту фразу, а родители применяют её, когда все аргументы закончились. Одно дело произнести эту фразу в критичной ситуации, когда непослушание ребёнка может угрожать его жизни и здоровью. Совсем другое- когда эта фраза произносится каждый день и по любому поводу, и в этом случае, вы применяете авторитарный стиль воспитания.
Авторитарный стиль предполагает наличие взрослого, которого ребёнок должен слушаться беспрекословно. Хорошо звучит, правда? Например, мама сказала убрать игрушки – ребёнок убрал, сказала идти спать – ребёнок выполнил, не произнеся ни звука….
Что в итоге мы получаем? Подавленную волю ребёнка, отставание в развитии, замедление качеств, которые побуждают к творчеству. Во взрослом возрасте, дети воспитанные в авторитарном стиле, не способны нести ответственность за свои поступки, не берут на себя принятие решений, отличаются пассивностью практически во всех сферах жизни.
Что же делать? ... Менять стиль воспитания!
Да, сложно переключится с одной выстроенной системы на другую, но детская психика очень гибкая, и если вы, учитесь мягким навыкам и стараетесь их применять в жизни, дети очень быстро привыкнут к новой системе, вашему новому демократичному стилю!
Демократичный стиль воспитания гармонично сочетает в себе свободу выбора и чёткие правила поведения. Во-первых, этим правилам подчиняются все члены семьи, во-вторых, каждое правило поясняется, в-третьих, решение задач предлагается принять самостоятельно, с условием: «если нужна будет помощь – я рядом, обратись».  
В семьях с демократичным стилем воспитания нет места осуждению или неприятию. Дети учатся ошибаться, а ошибки – это опыт, дети учатся выбирать себе занятие, одежду, место прогулки и т.д.; родители же учатся не заставлять, а мотивировать, учат признавать ошибку, просить прощения и отвечать за последствия выбора.
Естественно, все родители могут совершать ошибки, но даже при частичном демократичном воспитании у ребёнка формируется самостоятельность и самодостаточность.
 
Оставляйте ваши комментарии, вопросы, делитесь мнением – мы открыты для диалога!
Педагог детского сада "Я-МАЛ" Олейникова О.А.
  

 

Предлагаем вам пройти короткий тест на определение стиля воспитания:

 

 

Оставляйте ваши отзывы, комментарии и вопросы, мы с радостью ответим вам:

Как вас зовут *
Ваш номер телефона
Ваш электронный адрес
Обратная связь: *
Проверочный код *
Проверочный код
Отправляя эту форму, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с политикой в отношении обработки персональных данных. (Ссылка на описание политики обработки персональных данных)

2. Игры для развития эмпатии у детей дошкольного возраста

Умение распознать эмоции очень важно в современном обществе. Кризис человеческих отношений берёт своё начало в детстве. Один из способов научить ребёнка сочувствию – это увидеть его в действии.

Когда значимые взрослые в общении проявляют заботу и чуткость, дети замечают это. Показывая эмпатическое поведение, а не просто думая об этом, родители подают детям положительный пример. Дети усваивают его путём подражания взрослым.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины вызвавшие данную эмоцию, и последствия к которым она приведет;

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Эмоции предполагают субъективное восприятие человека, понимание его переживаний, чувств и мыслей, и проникновение в его внутренний мир.

Наиболее действенный способ развить эмпатию у ребёнка — это игра.

Существует множество программ на развитие эмоционального интеллекта для дошкольников, основанных на игре и проигрывании различных ситуаций: чтение сказок и рассказов, обсуждение произведений.

Обычно эти программы рассчитаны на возраст детей 3-7 лет.

Например, программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, разработанная Нгуэн М.А., основана на проработке художественных произведений через беседу и сюжетно-ролевую игру. Рассчитана программа на полгода, в ней также изучаются произведения русских и советских писателей.

Мы в своей работе тоже применяем игры на развитие эмпатии. Они вызывают у детей положительные эмоции и помогаю им понять чувства других. Часто используем игры для снятия психологического напряжения, эмоциональной разрядки в коллективе.

Благодаря этим играм удаётся решить многие педагогические задачи:

  • преодолеть стеснительность застенчивым детям;
  • развить личностные взаимоотношения в детском коллективе;
  • значительно облегчить адаптацию ребёнка к детскому саду;

Примеры игр:

1. Игра «Сделай как Я» (3-7лет)

Цель: создание оптимальных условий для физического контакта, обмена эмоциями; способствовать становлению положительного отношения к сверстнику.

Ход игры:

Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Посмотри. Сделай как я» Добивается, чтобы ребёнок повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Алёшу, он хороший. Сделай как я». «Я дала машинку Коле. Сделай как я» и т.д.

2. Игра «Передай улыбку по кругу» (3-7 лет)

Цель: выполнение группового правила, обмен переживаниями.

Ход игры:

участникам группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.

3. Игра «Я хочу дружить» (5-7 лет)

Эта игра вызывает просто бурю положительных эмоций. И в неё включаются даже те дети, которые обычно стараются отделиться от всех. Эта игра помогла нам преодолеть проблему. В нашу группу перевели особенную девочку- она кусалась. Эта игра в частности помогла ребёнку преодолеть негатив в общении. Со временем, девочка перестала кусаться и стала активно включаться в игру и общение.

Цель: Развитие эмпатии, тактильного восприятия, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Ход игры:

Дети садятся по кругу. Считалочкой выбирают того, кто начинает игру. Выбранный ребёнок встаёт и начинает описывать (одежда, рост, волосы) того, с кем бы он хотел дружить, не называя имени ребёнка. Тот кого описывают, должен отгадать себя. Потом он продолжает игру, выбирая того, с кем бы он хотел дружить. Если несколько раз выбирают одного и того же ребёнка, то уступают следующему по кругу. Если ребёнок отказывается выбирать, то просто сидя хлопает в ладоши, передавая ход другому.

4. «Тень» (4-7 лет)

Цель: формирование у детей ориентации на другого.

Ход игры:

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные — зрители. Один ребёнок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идёт через поле, за ним (на два-три шага позади) идёт «тень», стараясь точь-в-точь скопировать движения «путника». Желатель­но стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «понюхать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмо­треть из-под руки» и т. д.

Вначале целесообразно привлекать к роли путника детей с наиболее выразительными движениями, богатым воображением, а к роли и тени — наиболее наблюдательных, раскрепощенных дошкольников.

Затем важно активизировать застенчивых, неуверенных в себе де­тей. На роль тени желательно как можно чаще приглашать эго­центричных дошкольников, а на роль путника — детей, занимающих неблагоприятное положение в группе сверстников. Игру можно значительно разнообразить если предложить детям перед игрой выбрать костюм любимого героя (в нашем саду центры сюжетно-ролевой игры хорошо наполнены разными карнавальными костюмами). Тогда «путника» можно заменить на «лисичку», «повара» или «снеговика», по выбору ребёнка.

В нашем арсенале есть ещё одна очень интересная игра, я взяла её из программы Нгуен М.А.:

5. Игра «Живые куклы» (в обработке Е.О. Смирновой и В. М. Холмогорой)

Цель игры: стимулирование сопереживания и желания помочь окружающим.

Ход игры:

Группа разбивается на пары и воспитатель объясняет: «Представьте, ваши куклы ожили. Они умеют говорить, просить, но больше ничего не умеют. Пусть один из пары останется ребёнком, а второй превратится в куклу-мальчика или куклу-девочку. Кукла будет о чем-то просить, а её хозяин должен выполнять её просьбы и заботиться о ней. Одно условие- куклу нельзя заставлять что-либо делать против её воли!»

Полностью войдя в игровую ситуацию дети продолжают играть самостоятельно. Потом пары меняются.

6. «Блуждание по картине»

Очень интересная и действенная технология.

Цель игры: обучение детей определять эмоции по невербальным признакам и налаживание детской коммуникации.

Ход игры:

Суть в том, что детям предлагается описать картину, описать действие, происходящее, сюжет и оживить эту картину.

Задачи, решаемые благодаря этой технологи достаточно разнообразны- это и развитие речи, и помощь детям в налаживании дружеских отношений внутри коллектива, и обучение пониманию и передаче эмоций.

***

Использование этих игр обычно не вызывает сложностей с подготовкой. Они очень просты и не требуют от воспитателя приготовления множества атрибутов. Правила запоминаются после пары проигрываний, и дети с удовольствием играют сами.

Но есть и сложности.

Случается так, что после одного круга игры остаются дети, которые хотят играть ещё, в то время, как другие детки уже устали.

В таком случае, важно перед игрой поставить временные рамки. Например: одну игру проигрываем один раз, второй раз сможем поиграть после тихого часа (или ужина). Устанавливать правила перед каждой игрой — очень важно.

И не забывайте выполнять данные детям обещания — это основа доверительных отношений.

Воспитатель 1 категории Левина Инна Петровна,
детский сад «Я-МАЛ» г. Новый Уренгой.
 

 

Оставляйте ваши отзывы, комментарии и вопросы, мы с радостью ответим вам:

Как вас зовут *
Ваш номер телефона
Ваш электронный адрес
Обратная связь: *
Проверочный код *
Проверочный код
Отправляя эту форму, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с политикой в отношении обработки персональных данных. (Ссылка на описание политики обработки персональных данных)